Уильям Моррис: ремесленник, сказочник и первый в мире дизайнер

Идеи дизайна на фото

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

О Уильяме Моррисе было принято говорить, что он «работает за десятерых». И это не преувеличение. Будучи профессиональным искусствоведом, он попробовал себя и как художник, проявил себя как активный общественный деятель, посвятил себя переводу и изданию книг, занимался поэзией, впоследствии став идейным вдохновителем Дж. Р. Р. Толкина, одним из первых пройти путь дизайна интерьера. Даже удивительно, что мир впервые вспомнил об этом разностороннем человеке благодаря его украшениям на обоях и текстиле.

Средневековье и социализм

Уильям Моррис родился в 1834 году в пригороде Лондона. Первый в мире дизайнер вырос среди живописных пейзажей и викторианского общества. Выходец из обеспеченной семьи, он не был ограничен в выборе сферы деятельности. С ранних лет Уильям занимался живописью, изучал природу, архитектуру и увлекался рыцарскими романами. Все это стало той почвой, на которой пустили корни его самобытная эстетика.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Колониальный стиль в интерьере: классика и этника

Век географических открытий и смешения культур не мог не породить специфический интерьерный стиль.

Как и ожидалось, юный Моррис поступил в Оксфорд, где посвятил себя изучению культуры Средневековья. А после окончания школы вступил в общество художников-прерафаэлитов. Несмотря на то, что круг его интересов был далек от реальности, Моррис не был эскапистом и неожиданно для всех оказался сторонником социалистических идей.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Уильям Моррис не раз сожалел, что родился не в то время. Он не мог стать благородным средневековым рыцарем, но мог удовлетворить свои рыцарские пристрастия другими способами. Его миссией было доступное искусство.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Социалистически настроенный Моррис хотел высвободить искусство из клетки элитарного аристократического общества, выпустить его в мир и открыть ему двери всех британских домов, независимо от социального положения их владельцев. Затем Уильям Моррис изобрел дизайн.

Читайте также:  7 идей новогоднего декора, которые легко повторить

Профессия «дизайнер»

Поначалу он честно зарекомендовал себя художником-прерафаэлитом, одним из тех, кто выступал против академизма в искусстве викторианской эпохи. В этой области Моррис не очень преуспел. Его единственная известная картина маслом — «Прекрасная Изольда», подвергшаяся резкой критике со стороны основателя братства прерафаэлитов Д. Г. Россетти. Картина примечательна прежде всего тем, что на ней позировала Джейн Берден, дочь прачки и конюха, которой посчастливилось стать музой прерафаэлитов, благодаря своей нетипичной по викторианским меркам красоте. Через год после “Прекрасной Изольды” Джейн Бёрден стала Джейн Моррис и поднялась до высокого положения в обществе.Ей также приписывают роман с самим Россетти, но это совсем другая история.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

С женой, страстной поклонницей Средневековья, он поселился в «Красном доме» — неоготическом здании в графстве Кент со стенами из красного кирпича, которое спроектировал друг супругов, архитектор Филип Уэбб. Моррис лично позаботился об интерьере, заручившись помощью художников-единомышленников. Именно внутри «Красного купола» на гобеленах и обивке кресел «проросли» первые узнаваемые украшения Морриса.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Вдохновленные успехом и объединенные любовью к славным дням рыцарства, Моррис и его друзья открыли собственную компанию по производству текстиля, обоев, мебели, керамики и витражей, полное название которой Morris, Marshall, Faulkner & Co. Главной особенностью этой дружной компании было ручное производство.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Викторианская Англия не сразу влюбилась в обои и ткани Morris and Co., но мало-помалу хобби превратилось в бизнес. И аристократия стала приглашать Морриса к себе домой, чтобы тот помог собрать мебель, украсить стены и выложить плиткой камин. Таким образом, Моррис стал не только декоратором, но и дизайнером интерьеров.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Слово «дизайнер» он впервые употребил по отношению к себе лично, указав его в графе «должность» при заполнении анкеты о вступлении в социал-демократическую партию.

Читайте также:  Фиолетовые мотивы в детской комнате

Ремесленничество против фабричности

Моррис любил красивые вещи и ненавидел современную цивилизацию, в основном из-за промышленной революции, которую он просто называл «уродством». Его прекрасная противоположность первому дизайнеру рассматривалась как мастерство.

Пытаясь возродить ремесленные традиции прошлого, Моррис, однако, не стал заниматься бездумным копированием: сказочные сюжеты средневековых гобеленов и витражей он переплел с натурализмом. Еще одним неисчерпаемым источником вдохновения для Морриса была природа. Позже его эстетика «прорастет» в стиле модерн, который тоже любит леших, прекрасных дев и переплетающихся растений.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Дизайн Морриса имел и философскую основу, щедро приправленную идеями искусствоведа Джона Раскина, убежденного, что объективный мир свидетельствует о нравственном состоянии общества.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Моррис и единомышленники решили, что эстетическая среда обитания будет способствовать совершенствованию человека как личности. Эстетическая среда в видении Морриса состояла исключительно из поделок, не похожих на штампованные изделия бездушной фабричной эпохи.

В этом и заключалась проблема, что социалистическим мечтам Морриса не суждено было сбыться. Из-за отказа от механического производства искусство, которое он хотел сделать доступным для всех, оказалось очень дорогим удовольствием.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Каждое изделие от Морриса и компании требовало индивидуального проекта, качественных натуральных материалов и мастерства. Ковры ткали на традиционных станках, узоры на обоях, подушках и скатертях наносили вручную, красили только натуральными красками. Все это привело к стремительному росту цен на продукцию Morris. Единственным исключением были относительно дешевые стулья «Сассекс», которые стоили очень разумно и действительно «пошли» людям, в отличие от большинства продуктов Morris & Co».

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Можно увидеть иронию в том, что сегодня украшения, созданные человеком, который так ненавидит фабричное производство, активно печатаются на кружках, блокнотах и ​​плакатах.

Уильям Моррис: ремесленник, рассказчик и первый в мире дизайнер

Геометрическая революция: история деконструктивизма

Деконструктивистские постройки порывают с архитектурными догмами, они выглядят странными объектами, внезапно выросшими посреди привычного городского пейзажа.

Читайте также:  "Сделайте мне такой же камин..." - сказал заказчик.

Официальный бренд «The Morris & Co» существует и по сей день, выпуская текстиль и обои, при этом не пренебрегая современными технологиями производства. И хотя этот фабричный подход противоречил утопическому видению дизайна Морриса, именно он в конечном итоге сделал свое искусство доступным. Атрибуты Уильяма Морриса по-прежнему узнаваемы, любимы и актуальны.

В статье использованы изображения обоев и тканей марки Morris из ассортимента Manders Lounge (раздел А4, А3).

Об авторе
Сергей Иванченко
Главный редактор tryhouse.ru
Уже десяток лет я занимаюсь мебелью и дизайном интерьеров. Решил я опубликовать свои работы, идеи и возможно помощь для любого человека в интернете. Я вам помогу создать свой незабываемый дизайн интерьера.
Хотите связаться со мной?
Сергей Иванченко
Главный редактор tryhouse.ru
Оцените статью
tryhouse.ru
Добавить комментарий